Календарь мероприятий
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

1 - текущий день месяца

2 - день мероприятий
Новости
Наш опрос
Довольны ли Вы качеством услуг, оказываемых Государственной филармонией Республики Адыгея
Всего ответов: 238
КУЛЬТУРА.РФ

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Объявление
КУЛЬТУРА.РФ

Портал культурного наследия, традиций народов России

Справочная информация


г. Майкоп ул. Пионерская, 300

Часы работы ГБУРА ГФРА: понедельник-четверг: 09.00-18.00; пятница: 09.00-17.00; перерыв: 13.00-13.48.

Касса №1 (со стороны ул.Пионерской)

8 (8772) 56-12-77.
Часы работы:

Понедельник-пятница: 11.00-19.00 перерыв: 14.00-15.00

суббота: 11.00-16.00
выходной - воскресенье

Касса №2 (со стороны ул.Пролетарской)

8 (8772) 52-29-68.
Часы работы:

Понедельник - пятница: 8.00-15.30, перерыв 11.30-12.00;

суббота - выходной

Воскресенье: 9.00-14.00

Все новости > Концертное исполнение первой национальной оперы «Раскаты далекого грома», народного артиста России, композитора Аслана Нехая представлено Государственной филармонией Республики Адыгея к юбилею автора. ​​​​​​​

Концертное исполнение первой национальной оперы «Раскаты далекого грома» композитора, народного артиста России, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, заслуженного артиста Абхазии, лауреата государственных премий правительства РФ и РА и премии им. Д.Д. Шостаковича, обладателя медали «Слава Адыгеи», почётного профессора Краснодарского государственного университета культуры и искусств Аслана Касимовича Нехая представлено Государственной филармонией Республики Адыгея к юбилею автора.

Первое полное сценическое представление оперы «Раскаты далекого грома» композитора Аслана Нехая по одноименному роману Исхака Машбаша состоялось в декабре 2011 года. Мне посчастливилось состоять в постановочной группе и видеть весь процесс постановки как бы «изнутри», присутствуя на репетициях, художественных советах, слушая пожелания и замечания автора участникам и постановщикам. Тогда были задействованы лучшие профессиональные силы республики. Зрителям был представлен красочный спектакль в особых этнографических декорациях и выразительных костюмах, решенный в жанре грандиозного многоуровневого полифонического представления, в котором сосуществовали два пласта: реальный и условный. Этот опыт стал эпохальным событием в культуре Адыгеи.

Аслан Нехай написал оперу по классическому канону, в основе произведения лежит глубинная фольклорная традиция. Стилистика произведения – образец современного композиторского письма. Опера имеет ясную и четкую драматургию, состоящую из пролога, трех действий и эпилога. Темой оперы стали события трагической истории адыгского народа конца XVIII-го века – Бзиюкской битвы, произошедшей в 1796 году. Либретто Т. Абашидзе создано по одноименному роману и в целом соответствует основной сюжетной линии эпического произведения.

В эти дни Государственная филармония Республики Адыгея и Государственный ансамбль песни Адыгеи «Исламей» представили новый совместный проект – концертное исполнение оперы симфоническим оркестром при участии солистов ансамбля «Исламей» и приглашенных артистов из Санкт-Петербурга и Нальчика.

Аслан Нехай, рассуждая о современном состоянии профессиональной музыкальной культуры Адыгеи, говорит о том, что замысел оперы возник из желания иметь свои самобытные традиции профессионального адыгского искусства, потому что именно музыкальные произведения крупных форм формируют самосознание людей. Что с появлением своих выдающихся композиторов, дирижеров, исполнителей народ обретет признание и уважение в просвещенном мире. В своей книге «Откуда эта музыка во мне…» автор рассуждает: «Как стать композитором? Для этого нужен талант от Бога, огромное желание, сила воли и напряженный труд. Ведь нет рецептов для достижения больших высот в творчестве, как писать музыку, тем более талантливую». О нынешней постановке А. Нехай говорит, что концертное исполнение оперы – это известная мировая практика: «Здесь главное, что музыка звучит в живом исполнении симфонического оркестра и солистов. Это близко зрителю и легче показывать в разных городах и странах. Очень важно, что симфонический оркестр играет оперу, что есть такой национальный материал крупной формы для роста коллектива. Этот проект очень важен. Есть планы поставить оперу как большой спектакль. Для этого нужны крупные силы, солисты, музыканты. Со временем, я думаю, это осуществится».

Обращение к постановке оперы в настоящий период продиктовано, с одной стороны, желанием нового поколения творческих личностей выразить себя в работе с профессиональным национальным музыкальным материалом высокого уровня, создать яркое, новое событие – поставить произведение классического жанра. Об этом говорит художественный руководитель Госфилармонии Адыиф Туренко.

«Идея обратиться к концертной постановке оперы «Раскаты далекого грома» принадлежит филармонии. Год назад я обратилась к Аслану Касимовичу Нехаю с предложением и просьбой о разрешении поставить оперу в концертном исполнении Государственным симфоническим оркестром. Главная цель постановки — это сохранение национального академического музыкального искусства Республики Адыгея. Опера интересна по музыкальному языку и представляет собой благодатный материал для творческого, профессионального роста артистов оркестра и певцов.

С другой стороны, наличие в репертуаре концертного варианта оперы открывает для симфонического оркестра дополнительные возможности для расширения целевой зрительской аудитории не только в пределах Адыгеи, но и в других субъектах России, и даже за её пределами.

Мы обсуждали с композитором, кому доверить постановку оперы в концертном варианте. Я благодарна Аслану Касимовичу за то, что он согласился с кандидатурой Каплана Сташа. Являясь дипломированным дирижером, национальным специалистом, К. Сташ, как никто другой, тонко чувствует специфику, мелодику, метроритм, характер адыгейской музыки. Тем более, такой глубокой, как у композитора Аслана Нехая.

Сдача оперы Художественному совету филармонии состоялась успешно. Думаю, концертное исполнение оперы даст новый толчок в развитии музыкальной культуры Республики Адыгея и обогатит мировую культуру».

Молодой дирижер, выпускник Ростовской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Каплан Сташ, со своей стороны, отвечая на вопрос о том, с какими мыслями он работает над оперой, отмечает, что идея поставить оперу возникла у него давно. После окончания консерватории он уже знал, что будет работать над оперой.

Говоря о национальной музыке, о том, что ее репертуар не велик, К. Сташ считает возможность работать в этом материале и особенно поддержку его кандидатуры в качестве дирижера автором оперы счастливым шансом для себя: «Мне повезло, что композитор непосредственно присутствовал на репетициях. В работе над оперой понимаешь, что кроме первого плана существует своеобразный подтекст – то, что не прописано в нотах, но что может объяснить сам автор. Нам, симфоническому оркестру, очень повезло, что Аслан Касимович присутствовал на репетициях и давал нам ценные указания по многим вопросам.

Музыка оперы современная, сложная, но для понимания – гибкая. Мы убедились в этом на юбилейном концерте автора в ауле Джиджихабль. Симфонический оркестр представил несколько номеров из оперы. Я опасался, что в зале, полном зрителей, будет шумно. И оказалось, что напрасно, опасения были преувеличены. Я убедился в том, что зрители поняли, о чем идет речь, что не такая уж и далекая от народа, так называемая, академическая музыка. Для зрительского восприятия сложнейшая музыка оперы (на наш взгляд музыкантов) оказалась не так уж и сложна. Наоборот, зритель принял ее.

Премьера концертного исполнения оперы – важное и ответственное событие. И не только для нас, но и для зрителей, для всего адыгского мира. Поэтому есть волнение.

Хотелось бы сыграть оперу в декорациях и костюмах, чтобы оркестр находился в оркестровой яме, но сейчас у нас нет такой возможности. Мы представим оперу в концертном варианте, и, в соответствии со спецификой, оркестр будет находиться на сцене вместе с солистами.

Я очень рад, что у меня появилась возможность продирижировать оперу «Раскаты далекого грома»».

 

Генеральный директор Госфилармонии Мухамед Кулов, утверждая этот проект к осуществлению, подходил не как новичок: он на собственном опыте прочувствовал мощь и потенциал произведения, ощутил силу ее воздействия на зрителей. В качестве хореографа-постановщика он работал в составе постановочной группы оперы «Раскаты далекого грома» в 2011 году, сочинив пластическое решение представления в духе волшебной музыки А.Нехая. Хореографическая картина сцены боя в начале, кульминационная сцена свадьбы, впечатляющий финал – все эти составляющие были поставлены М.Куловым как превосходные хореографические картины.

Отмечая большой объем подготовительной работы всего коллектива в данной постановке, подчеркивая творческий труд музыкантов симфонического оркестра и солистов, особенности взаимодействия с артистами ансамбля «Исламей», Мухамед Хаджибечирович рассказал о возможностях проекта и путях его дальнейшего развития:

«Государственная филармония Республики Адыгея осуществляет данный проект в рамках празднования юбилея композитора, народного артиста России Аслана Нехая. Симфонический оркестр и ансамбль «Исламей» совместно с приглашенными солистами – заслуженными артистами РА Т. Гуазовым (Нальчик) и С. Чич (Санкт-Петербург), подготовили концертный вариант оперы «Раскаты далекого грома», премьера которого состоялась 31 октября. Этой постановкой мы, с одной стороны, отдаем дань уважения творчеству выдающегося адыгского композитора, постановка национальной оперы силами симфонического оркестра – задача филармонии и честь. Это говорит об уровне коллектива и готовности расти на профессиональных произведениях национальной музыки.

С другой стороны, это новый масштабный проект, который уже стал большим культурным событием в этом сезоне. Он успешно опробован на концертах со зрителями в районах Адыгеи, тепло принят земляками Аслана Касимовича в его родном ауле в рамках юбилейных концертов композитора.

В дальнейшем планируется показ концертного варианта оперы в Тахтамукайском, Майкопском, других районах республики, а также в Краснодаре и других субъектах Северного Кавказа и России.

Завершая рассказ о новой постановке оперы «Раскаты далекого грома» хотелось бы процитировать слова музыкального критика Ю.Корева, работавшего главным редактором ведущего советского музыкального журнала «Советская музыка» и многие годы являвшегося Секретарем Союза композиторов РСФСР: «Аслан Нехай – явление примечательное, уникальное и не только для региона Северного Кавказа, но и для всей России. Композитор принадлежит к тому поколению, которое получило высшее музыкальное образование и впитало в себя довольно обширный круг музыкальных впечатлений. Аслан Нехай поднял культуру своего народа на качественно новую ступень».


 

Светлана Шхалахова, театровед,

заслуженный деятель искусств Республики Адыгея