• Камерный музыкальный театр Республики Адыгея имени А.А. Ханаху

Камерный музыкальный театр Республики Адыгея имени А.А. Ханаху


Камерный музыкальный театр им. А.А.Ханаху был создан в 1993 году. Для республики, где национальное искусство всегда было народным достоянием и предметом особой гордости, рождение музыкального театра вошло в историю этого маленького, но удивительного народа, совсем нерядовым событием.

С одной стороны, поводом для создания театра стали причины совершенно прагматичные: в начале 1990г. в республике появилось немало молодых специалистов с высшим вокальным образованием, состоялись выпуски курсов вокального и хореографического отделений местного училища искусств. С другой стороны, решение кадровых вопросов было лишь частью общей проблемы-республике, как воздух, был необходим национальный музыкальный театр, понятный и близкий по духу своему музыкально одаренному зрителю : музыка, танец среди иных сценических искусств на Кавказе всегда были в приоритете. Художественным руководителе театра стал выпускник факультета музыкального театра отделения режиссеров ГИТИСА Юнус Сулейманов ( мастерская профессора Михаила Борисовича Мордвинова). Главным дирижером – выпускник факультета хорового дирижирование Ростовской консерватории Мурат Хупов. Балетмейстером - постановщиком- Лидия Гукетлева. Для работы с певцами был приглашен выпускник Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных Николай Ефимович Панурин, работавший в республиканском училище искусств. За очень небольшие сроки фактически был укомплектован творческий состав :оркестр , балет , цех артистов-вокалистов.

Чего это стоило, уже иная история, но дело было сделано, и отступать некуда. Впрочем, ныне заслуженный деятель искусств России и Адыгеи, создатель коллектива, художественный руководитель Юнус Сулейманов никогда и не сдавал взятые рубежи. Не в его натуре, не в его характере. Истинный сын своего народа, он не только воспринял основы европейской культуры, но сумел преобразовать полученные знания в сплав с национальным, убедив всех в жизненности самой идеи создании музыкального театра в республике. И этот его талант дипломатии уже много лет помогает удерживать за собою лидерство и формирует его авторитет среди коллег и зрителей

Театр начинался с концертной программы, в которую вошли произведения адыгейских композиторов, русской и зарубежной классики. Признание же пришло после постановки оперетты Ж.Оффенбаха «Жанна плачет, Жан смеется». О театре заговорили: кто с восхищением, кто с осторожностью, а кто с изрядной долей скепсиса. Но Юнус Сулейманов на всеобщий восторг и одобрение не рассчитывал и, конечно же, знал, что это только начало трудного пути.

На Кавказе говорят: каждый везёт ту гору, которую на себя взвалил. И надо отдать должное худруку театра: он никогда не жалуется, и многие проблемы воспринимает с той долей юмора и иронией, которые и помогают не впасть в уныние. Возможно, в том сказываются навыки, приобретенные в менеджерской школе профессора РАТИ (ГИТИСа) Геннадия Дадамяна, выучившего не одно поколение современных руководителей театров, которым приходится работать в новых  рыночных условиях . А, может быть, все дело в личности самого Юнуса Сулейманова, в его умении сотворить на сцене праздник. В его желании работать, а в работе унывать особо некогда : афиша театра постоянно пополняется, расширяется. Большое внимание уделяется детскому репертуару. С тех пор, когда была поставлена первая сказка «Золотой цыпленок», Камерный музыкальный театр выпускает по 2-3 новых детских спектакля, а прежние юные зрители уже приводят на них своих детей . Первым произведением национальных авторов на сцене театра стала музыкальная комедия   "Сварливая невестка" по пьесе Е. Цея на стихи Ч. Паранука с музыкой М. Хупова. Спектакль неоднократно возвращался на сцену Камерного музыкального - в новом облике, с новым составом, но всегда вписывался в разнообразную жанровую палитру театра, где сегодня место есть и оперетте, и музыкальным сказкам, и водевилям, и мюзиклам.

Огромную роль в становлении музыкальной части Камерного театра сыграл дирижер Краснодарского музыкального театра Александр Гончаров. Признанный знаток оперетты и неутомимый труженик, он много лет работает в Майкопе. Во многом благодаря Гончарову, его терпению, мастерству, оркестр театра профессионально вырос и стал действительно важной, неотъемлемой составляющей любого спектакля. Влияние Гончарова сказывается и в творческом росте солистов Майкопского музыкального театра.

Сейчас труппа насчитывает 28 человек. А оперетты «Летучая мышь» И.Штрауса, «Сильва» И. Кальмана, «Веселая вдова» Ф.Легара, «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу,  « Колокольчик» Г. Доницетти, музыкальная комедия «Дамы и гусары» А.Фредро, Л.Солина, «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбах- это всего лишь часть репертуара, в который сегодня входят 20 названий самых разных жанров.  Камерный музыкальный театр поставил мюзикл «Ослепленные» московского композитора Андрея Семенова по пьесе Эдгара Эгадзе (либретто и стихи Владислава Старчевского), в котором коллективу театра пришлось осваивать новый для себя жанр, показав, что вокальные и хореографические возможности труппы еще далеко не исчерпаны.

Хореография в Музыкальном, надо признать, занимает особое место. Хореограф –постановщик театра заслуженный артист Грузии, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, народный артист Республики Адыгея Аслан Исупов заканчивал Тбилисское хореографическое училище у легендарного Вахтанга Чабукиани. Сам долго танцевал, возглавлял балетную труппу Кутаисского театра оперы и балета. Являясь поборником, как и его учитель, истинно мужского танца, Аслан прекрасно владеет и всем арсеналом классического балетного театра. Это видно по спектаклям , где его хореография не только украшает, но и придает действию живую, непосредственную динамику, несмотря на заметную неукомплектованность состава танцовщиков. А ведь когда-то театр ставил балеты и сложные отрывки, такие как гран-па из «Пахиты» Л. Минкуса.

Сегодня, когда в кошельке театра больше не стало, а на сцене прибавилось-согласитесь, случай удивительный - Юнус Сулейманов мечтает о постановке в своем театре национальной оперы. Благо, что опыт у него есть-работа над кабардинским спектаклем «Камбот и Ляца» В.Молова в Нальчике. Вот только сможет ли осуществиться эта мечта?

Театр, уже сказавший свое слово в адыгейской культуре, живет, доказывая свою готовность к творчеству и демонстрируя свою востребованность у зрителя. В театре верят , что хватит на него заботы и внимания, с которыми сегодня Министерство культуры республики и Адыгейского отделения Союза театральных деятелей относятся ко всем театральным коллективам, помогая и способствуя их развитию.